 |
Телефон +7 (812) 336-33-32 |


|
Особенности работы и обслуживания микротурбинных двигателей
Микротурбинный двигатель принципиально не отличается от газотурбинных двигателей, используемых в традиционной энергетике. Но данного типа двигателей есть свои особенности, которые необходимо учитывать при проектировании энергоцентров на базе таких установок и эксплуатации.
Рис.1. Схема работы микротурбинного двигателя.
На Рис.1 приведена схема работы микротурбинного двигателя . Одновальная компановка и использование рекуператора в цикле позволяет получить электрический КПД 28-33%. При использовании дополнительного когенерационного теплообменника общий КПД цикла может достичь 80-90%. Относительно невысокий электрический КПД обусловлен малыми размерами проточной части, что увеличивает относительные потери в центробежном колесе компрессора и центростремительном турбинном колесе. За счет дополнительной генерации тепловой энергии, а при необходимости холода достигаются отличные показатели эффективности и окупаемость установки может приблизиться к 2-3 годам.
Следует отметить, что КПД и мощность установки зависят от внешних факторов: наличие сопротивления выхлопного тракта, температуры воздуха на входе в двигатель, высоты над уровнем моря, загрязненности фильтров. Поэтому при проектировании энергоцентров необходимо учитывать эти факторы, а при эксплуатации следить за чистотой фильтров.
Частота вращения вала в микротурбинных двигателях на порядок больше частоты вращения валов в газотурбинных двигателях и генератора расположен на одном валу с турбинным колесом, поэтому требуется двойное преобразование электроэнергии: переменный ток/постоянный ток/перменный ток требуемой частоты (50Гц). Такая схема позволяет получить на выходе высококачественную электроэнергию, отвечающую не только российским, но и европейским стандартам качества.
Еще одним из преимуществ микротурбинного двигателя является его способность работать при любой нагрузке от 0 до 100% номинала. При этом в одних моделях микротурбинных двигателях скорость вращения вала постоянна (Calnetix, закон регулирования n=const), в других моделях скорость вращения меняется в зависимости от нагрузки (Captone, закон регулирования Tг=const).
Микротурбинные двигатели не требуют постоянного присутствия обслуживающего персонала. Регламентное обслуживание производится раз в 6 месяцев. В таблице 1 указаны периоды регламентного обслуживания для двигателей. Объем и частота сервисного обслуживания намного меньше, чем в других установках аналогичных мощностей, что является одним из преимуществ газотурбинного двигателя. Кроме того ротор данного типа двигателя работает на воздушных подшипниках, поэтому масло не требуется.
Таблица 1. Регламентное обслуживание.
Процедура |
Интервал обслуживания (газовое топливо) |
Месяц |
2000 часов работы |
4000 часов работы |
8000
часов работы |
20000 часов работы |
Другой |
Ревизия воздушных входов. |
+ |
|
|
|
|
|
Ведение оперативного журнала |
|
|
|
|
|
По необходимости |
Заполнение журнала обслуживания |
|
+ |
|
|
|
|
Проверка и удаление мусора из укрытия. |
+ |
|
|
|
|
|
Ревизия и очистка воздушного фильтра двигателя |
|
|
+ |
|
|
По необходимости – проводить чаще |
Ревизия и очистка воздушного фильтра системы вентиляции электроники |
|
|
+ |
|
|
По необходимости – проводить чаще |
Ревизия внешнего топливного фильтра (при наличии FoK) |
|
|
+ |
|
|
|
Проверка внешней линии топливоснабжения на утечки |
|
|
+ |
|
|
|
Проверка топливной линии ГТЭА на утечки |
|
|
+ |
|
|
|
Ревизия и долив масла в модуле газоподготовки (при наличии) |
|
|
+ |
|
|
|
Замена воздушного фильтра двигателя |
|
|
|
+ |
|
|
Замена фильтроэлемента внешнего топливного фильтра (при наличии FoК) |
|
|
|
+ |
|
|
Замена свечи зажигания |
|
|
|
+ |
|
|
Замена масла в модуле газоподготовки (при наличии) |
|
|
|
+ |
|
|
Замена фильтроэлементов модуля газоподготовки (при наличии) |
|
|
|
+ |
|
|
Замена привода заслонки теплоутилизатора (в комплектации ICHP) |
|
|
|
+ |
|
|
Замена АКБ собственных нужд |
|
|
|
|
|
Каждые 2-3 года |
Замена основного блока АКБ (в системе Dual Mode) |
|
|
|
|
|
Каждые 3-4 года |
Замена комплекта топливных инжекторов |
|
|
|
|
+ |
|
Замена термопары ТЕТ |
|
|
|
|
+ |
|
Замена винтовой пары модуля газоподготовки (при наличии) |
|
|
|
|
+ |
|
|